Новости

Сегодня мы хотим приоткрыть занавес и поближе познакомить с ЦОК ЧС изнутри.

Смоленская область является воплощением богатейшей истории России. Она образована 27 сентября 1937 года. В данном регионе активно развиваются культурно-познавательный и событийный, военно-исторический, религиозный, сельский и экологический виды туризма. А сердце региона – это город-герой Смоленск.

«Знакомство с ЦОК ЧС - Смоленская область», изображение №2

Именно в Смоленске находится Центр оценки квалификаций Смоленской области. Руководителем ЦОК назначен Середюк Игорь Валерьевич. На его счету огромное количество достижений: спасатель РФ; ветеран боевых действий; подполковник МЧС России; руководил лично и участвовал в ликвидациях ЧС в т.ч. международного уровня; организовывал учебно-показательное направление в области безопасности жизнедеятельности населения, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций. Именно под его началом была создана команда специалистов и профи своего дела – экспертов ЦОК ЧС.

«Знакомство с ЦОК ЧС - Смоленская область», изображение №3

Одной из самых главных задач ЦОК является повышение квалификации работников в регионе и снижение рисков чрезвычайных ситуаций. Никто не задумывается как глубока и важна роль ЦОК в жизни региона. Эксперты ЦОК регулярно проводят независимую оценку квалификации работников в области обеспечения безопасности жизнедеятельности региона, что дает возможность формировать профессиональное и квалифицированное сообщество специалистов. Помимо проведения НОК, Вам также всегда окажут консультацию и помогут пройти регистрацию на обучение в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».

В Смоленской области проводятся регулярные совещания на тему применения профессиональных стандартов в регионе, значимости квалификации у работников, ее повышения и подтверждения.

На одном из таких совещаний присутствовали Борисова Марина Петровна - заместитель председателя СПК ЧС, Своеступов Михаил Васильевич – генеральный директор АО «НК», руководитель и эксперты ЦОК ЧС и представители региональных органов власти Смоленской области.

«Знакомство с ЦОК ЧС - Смоленская область», изображение №4

В этом году ЦОК Смоленской области первый начал проводить независимую оценку квалификаций по квалификации «Ответственный за пожарную безопасность» и планирует более 600 человек до конца 2023 года, что показывает замечательный результат работы ЦОК и региональных органов власти Смоленской области.

Применение профессиональных стандартов
Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации (то есть уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Иными словами, стандарт устанавливает параметры в части наименования должности (1), уровня образования (2), стажа (3), навыков и умения (4) работников.
Профессиональный стандарт по каждому отдельно взятому виду профессиональной деятельности (например, программист, сварщик, социальный работник, бухгалтер, водолаз, спасатель, специалист по управлению персоналом и т.д.) принимается в виде нормативного правового акта, утверждаемого Министерством труда и социального развития РФ.
Сведения обо всех принятых профессиональных стандартах вносятся в реестр профессиональных стандартов, размещаемый на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» http://profstandart.rosmintrud.ru.
Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов установлены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.
При этом наряду с профессиональными стандартами продолжают действовать Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), которые по-прежнему применяются (вместе с профессиональными стандартами) при установлении тарифных систем оплаты труда (тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам), систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Если по аналогичным профессиям (должностям) действует и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт, то работодатель (независимо от формы собственности) самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, когда применение стандарта прямо предусмотрено ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Важно!  Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает два случая обязательности применения работодателями профессиональных стандартов или квалификационных справочников.
Во-первых, если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Во-вторых, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации (то есть к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Примером установления таких требований Трудовым кодексом является статья 330.2 ТК РФ, согласно которой:
-        лица, принимаемые на подземные работы, должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах;
-        работодателем осуществляется проверка соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям.
Поскольку требования к квалификации лиц, занятых на подземных работах, установлены, то применение профессиональных стандартов указанных лиц является для их работодателей обязательным.
Примером установления таких требований иным федеральным законом является ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой работники контрактной службы, контрактный управляющий организаций, являющихся заказчиками и государственными заказчиками (например, государственные и муниципальные казенные и бюджетные учреждения, некоторые государственные корпорации), должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следовательно, положения профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» обязательны к применению в части требований к образованию специалистов в сфере закупок, но только для тех организаций (работодателей), на которые распространяется указанный федеральный закон.
В остальных (кроме двух вышеописанных) случаях требования профессиональных стандартов и квалификационных справочников носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда, а также потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников, установления систем оплаты труда.
Важно! Если работодателем не соблюдаются обязательные требования профессиональных стандартов, то государственным инспектором труда может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также работодатель (его должностное лицо) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
Важно!  Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для автоматического изменения должностных обязанностей работников.
Трансформация полномочий может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
Важно!  Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для установления обязанности работника по приведению своей квалификации в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Важно!  Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.
Расторжение трудового договора вследствие несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе ввиду недостаточной квалификации допустимо только в результате аттестации.
При этом лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, аттестационной комиссией могут быть признаны соответствующими занимаемой должности или выполняемой работе, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Вступающий в силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» устанавливает порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
Такую независимую оценку квалификации, то есть подтверждение соответствия квалификации работника положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, работник либо по своей инициативе, либо по инициативе работодателя или другого лица сможет пройти в центрах оценки квалификации. 

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности"


В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее - планы), содержащих в том числе:

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

2. Реализацию мероприятий планов завершить не позднее 1 января 2020 г.

3. Органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей организаций, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящего постановления, а также осуществляющие контроль и координацию деятельности таких организаций, обеспечивают:

а) внесение изменений в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты и документы, требующие учета положений профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.

4. Применение новых профессиональных стандартов осуществлять с учетом положений, предусмотренных пунктами 1 - 3 настоящего постановления.

5. Рекомендовать федеральным государственным органам, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям направлять предложения по актуализации профессиональных стандартов (при наличии) в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях организации их рассмотрения в установленном порядке в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

6. Реализация настоящего постановления осуществляется государственными внебюджетными фондами Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов, федеральными государственными учреждениями - в пределах средств, предусмотренных бюджетными сметами получателя средств федерального бюджета и планами финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, федеральными государственными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в собственности Российской Федерации, - за счет собственных средств.

7. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения настоящего постановления.


 

СПК ЧС был организован всероссийский вебинар с презентацией Дорожной карты по обеспечению перехода к обязательному применению профессиональных стандартов для руководителей Центров оценки квалификации и ответственных лиц в субъектах Российской Федерации за внедрение профессиональных стандартов.

В качестве спикеров вебинара приняли участие: председатель СПК ЧС Кудрявцев Владимир Владимирович, заместитель председателя СПК ЧС Борисова Марина Петровна, Директор департамента по развитию квалификаций АО «НК» Волкова Ангелина Владимировна.

В ходе вебинара представители СПК ЧС рассказали об изменениях в законодательстве Российской Федерации, в частности в Федеральном законе от 21.12.1994 г. № 69 пожарной безопасности» в части, касающейся установления обязательности соответствия работника квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах. 



Согласно закону, начиная с 1 марта 2025 года работники и лица, привлекаемые к осуществлению видов деятельности в области пожарной безопасности, должны будут соответствовать квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах. Вместе с этим, руководители организаций, являющиеся ответственными за эксплуатацию конкретного здания или сооружения, будут обязаны назначить ответственное лицо за обеспечение пожарной безопасности данного здания или сооружения, соответствующее квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах.

Так, в СПК ЧС была утверждена Дорожная карта по обеспечению перехода к обязательному применению профессиональных стандартов (квалификационных требований) в области обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации, предусматривающая перечень мероприятий по 5 основным блокам:

Подготовка законодательных, нормативных правовых актов и иных актов и документов, разработка и принятие которых необходимы для реализации положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 24 сентября 2022 № 370-ФЗ.

Формирование и утверждение планов мероприятий по реализации положений Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в новой редакции) во всех субъектах Российской Федерации с определением численности работников и лиц, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности.

Развитие инфраструктуры и цифровых ресурсов в целях реализации положений Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в новой редакции).

Обеспечение мониторинга реализации планов мероприятий в субъектах Российской Федерации.

Формирование развитой системы информирования населения Российской Федерации.

Также в ходе вебинара были представлены ответы на ключевые вопросы от ответственных лиц, назначенных ответственными за внедрение профессиональных стандартов в субъектах Российской Федерации.

Изменения направлены на создание условий для получения лицами, ответственными за пожарную безопасность, реальных знаний и умений в области пожарной безопасности.  Правоприменительная практика последних 20 лет показала, что руководители юридических лиц зачастую относятся к организации обеспечения пожарной безопасности по остаточному принципу, не обращая внимание на фактические знания соответствующих должностных лиц.  Принятые изменения исключат формальный подход и защитят работника от обязанностей, исполнять которые он не компетентен.  Федеральным законом предусмотрено, что работники и лица, привлекаемые к выполнению видов деятельности в области пожарной безопасности, должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам.  Норма начнет действовать с 1 марта 2025 года.

1 августа 2022 года состоялось заседания Комитета по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях. На заседании были рассмотрены вопросы повестки дня. По первому вопросу, о рассмотрении результатов проведения независимой оценки квалификации по квалификации №12.01000.01 Матрос-спасатель (2-й уровень квалификации) от 18.07. 22, место поведения -Центр оценки квалификации» «Кронштад» Ленинградской области, заслушали выступление Своеступова М.В. было принято решение рекомендовать СПК ЧС признать результаты независимой оценки квалификаций, зафиксированные в протоколах, рекомендовать СПК ЧС выдать соискателям, достигнувшим результатов, соответствующих критериям оценки, определенным оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации свидетельства о квалификации и рекомендовать СПК ЧС выдать соискателям, не достигнувшим результатов, соответствующих критериям оценки, определенным оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации заключения о прохождении профессионального экзамена. По второму вопросу,  о возможности реализации Федерального проекта «Содействие занятости» в рамках национального проекта «Демография» на территории Московской области на площадке областной организации ВОСВОД с председателем Московской областной организацией ВОСВОД Ковязиным Олегом Викторовичем и заместителем председателя СПК ЧС Борисовой Мариной Петровной и в целом по регионам, заслушали выступление Борисовой М.П., Ковязина О.В., Герасимова А.Д., Челядинова О.Б., Лисина И.К., Ковалева К.М., в ходе которого поступил ряд предложений от Герасимова Алексея Дмитриевича - заместителя председателя Комитета по ЧС, Ковязина Олега Викторовича - Председатель Московской областной организации ВОСВОД и Борисовой М.П. По всем предложениям были приняты положительные решения.


За все время