Новости

Очередная трагедия унесла жизни людей во время пожара во Фрязино. Дым развеется и следствие  начнет искать виновных. Давайте разберемся и определим, кто и к какой ответственности может быть  привлечен в случае гибели людей на пожаре, причем эта ответственность уже не административная,  а уголовная. 
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит статью 219 «Нарушение требований пожарной  безопасности». Действие этой статьи распространяется непосредственно на лиц, на которых лежат  обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности. 
Кто же эти лица? А лица эти поименованы в статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ  «О пожарной безопасности». К ним относятся: 
• собственники имущества; 
• руководители федеральных органов исполнительной власти; 
• руководители органов местного самоуправления; 
• лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе  
руководители организаций; 
• лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной  
безопасности; 
• должностные лица в пределах их компетенции. 
Предлагаю руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов местного  самоуправления в данном материале не рассматривать, а другие категории разобрать подробнее: 


  1. Собственники имущества. Они же являются и пострадавшей стороной, так как пожар наносит  вред их имуществу. Могут быть привлечены к ответственности, только в случае если они  самостоятельно распоряжались и управляли своим имуществом. Снять с себя ответственность  собственник имущества может, если уполномочит кого-либо в соответствии с законодательством  владеть, пользоваться или распоряжаться его имуществом и что важно, с передачей полномочий по  его эксплуатации и полной ответственностью за содержание и исправность инженерных систем, в том  числе систем пожарной безопасности. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской  Федерации собственник имеет право привлечь юридическое или физическое лицо отвечать за  эксплуатацию здания или сооружения. В случаях если у здания более одного собственника, такое  решение принимается по соглашению сторон, а если их более пяти, то на общем собрании  собственников. Итак, если эксплуатирует здание сам – то и ответственность несет сам, если передал  в аренду или под управление, то и ответственность передал, а передал он ее следующей категории  лиц «лицам, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе  руководителям организаций». 
  2. Лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе  руководители организаций – это лица, заключившие с собственником договор аренды, договор  управления имуществом, договор оперативного управления или имеющие иные законные основания  распоряжаться имуществом. А также руководители организаций, при чем любых организаций, не  зависимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Данная категория лиц полностью  снять с себя ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности уже не может, но  может ею поделиться. А разделить ответственность можно со следующей категорией ответственных  лиц – «лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной  безопасности». Лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной  безопасности. В соответствии с правилами противопожарного режима, руководитель организации  имеет право назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ  являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты. Такие лица  назначаются приказом руководителя организации и обязаны пройти обучение мерам пожарной  безопасности по дополнительным профессиональным программам. Но не все так просто. Отдельного  установленного порядка назначения не существует, а значит, как и при возложении любых трудовых  функций на работника, руководствоваться необходимо Трудовым кодексом Российской Федерации.  
  3. Если не будут соблюдены все требования ТК РФ по заключению трудового договора и работник не  будет получать оплату за работу, то и ответственности за эту работу он нести не будет, не смотря на  наличие приказа и пройденное обучение. 
    Трудовые функции ответственного за пожарную безопасность необходимо включить в трудовой  договор или в дополнительное соглашение к трудовому договору. Определены эти трудовые функции  приказом Минтруда России от 11 октября 2021 года № 696н «Об утверждении профессионального  стандарта "Специалист по пожарной профилактике". Если трудовые функции не включены в трудовой  договор, то при проведении следственных мероприятий, лица ответственные за пожарную  безопасность остаются безответственными, а полную ответственность несет руководитель организации. Но не может руководитель досконально разбираться во всех вопросах, а ведь он по сути несет  ответственность за все! Но это только одна сторона медали, второй ее стороной является назначение ответственными за пожарную безопасность работников, которые в этом совсем не разбираются, а  обучение проходят формально, только для получения «корочки», а не для получения знаний и  навыков работы, что при правильном оформлении трудового договора ставит их под удар. Когда же  будет наведен порядок в этом вопросе? 
    А он уже наведен, только происходит все в соответствии со старой русской поговоркой: «пока гром не  грянет, мужик не перекрестится». Государственной Думой Российской Федерации 24 сентября 2022  года был принят Федеральный закон №370-ФЗ, авторами которого являются сенаторы Российской  Федерации В.Н. Бондарев, Ю.Л. Воробьев, К.О. Козаноков, Б.Б. Хомчиев – люди, которые уж точно  разбираются в вопросах безопасности. Статья 1 указанного федерального закона определяет, что  лица ответственные за эксплуатацию зданий и сооружений обязаны назначить лицо ответственное за пожарную безопасность, соответствующее квалификационным требованиям или  профессиональным стандартам. Таким образом, право назначить ответственного за пожарную  безопасность, становится обязанностью, а само лицо ответственное за пожарную безопасность  обязано соответствовать требованиям профессионального стандарта. Процедура подтверждения  соответствия таким требованиям установлена Федеральным законом №380-ФЗ «О независимой  
    оценки квалификации», статьей 11 которого определено, что иная процедура подтверждения не  может применяться с 01 июля 2019 года. 
    Что имеем в сухом остатке? Чтобы руководитель организации действительно мог поделиться частью  ответственности за пожарную безопасность с лицом назначенным ответственным, он должен  заключить с работником трудовой договор, указав в нем трудовые функции из профессионального  стандарта. Работник при этом, должен иметь действующее свидетельство о квалификации  «Ответственный за пожарную безопасность (5 уровень квалификации)». Другими словами, работник  будет знать, что он должен делать и какую может понести ответственность, а руководитель будет  уверен, что назначил компетентного работника. 
  4. Следующая категория «должностные лица в пределах их компетенции» - тут уже следствие  будет разбираться индивидуально на основании все тех же трудовых договоров, должностных  инструкций и обязанностей, имели ли действия или бездействия конкретных должностных лиц  отношение к нарушениям требований пожарной безопасности.


При тенденции к снижению количества контрольных мероприятий со стороны органов  государственного пожарного надзора, только привлечение квалифицированных сотрудников и четкое  разграничение и осознание ответственности может повысить уровень пожарной безопасности на  объектах защиты.


Источник: ВЕСТНИК ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ N 364

Автор статьи: Своеступов Михаил Васильевич, представитель членской организации Федеральной Палаты.

Пройти независимую оценку квалификации можно в центрах оценки квалификаций и на специализированных экзаменационных площадках.


Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций предоставляются письменное заявление соискателя, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и другие документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.


Информацию о центрах оценки квалификаций и экзаменационных центрах можно найти в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Для поиска можно использовать один или несколько фильтров:

 — по наименованию квалификации (можно указать ключевые слова, например, «механик» или «швея»);

 — по наименованию совета по профессиональным квалификациям (СПК);

 — по наименованию ЦОК (можно ввести название организации или его часть, а также регистрационный номер);

 — по региону или населенному пункту.

Всего в 2023 году независимую оценку квалификации прошли 154 тыс. специалистов.

Узнать больше о независимой оценке квалификации можно на сайте Национального агентства развития квалификаций.


национальныепроекты.рф

Разъяснения Роструда по 370 ФЗ

МОСКВА 22.03.2024

24 сентября 2022 года Президент Российской Федерации подписал закон № 370-Ф3, согласно которому начиная с 1 марта 2025 года работники пожарной безопасности должны будут соответствовать квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах. И только таких работников смогут нанимать руководители организаций, являющихся ответственными за эксплуатацию конкретного здания или сооружения.


Сегодня в России существует только одна процедура подтверждения соответствия требованиям, указанным в профессиональных стандартах - независимая оценка квалификации (НОК). Таким образом, совокупность норм федеральных законов позволяет поставить знак равенства между допуском работника к профессии в области пожарной безопасности и успешным прохождением процедуры НОК, которая дает возможность работодателю определить фактический уровень профессионализма работника.


Для образовательной организации процедура НОК является эффективной системой оценки качества ее программы и показателем готовности выпускников к практической деятельности. Также образовательные организации, которые внедряют процедуру НОК как систему оценки качества собственных программ, предоставляют своим выпускникам возможность получения допуска к профессии. Процент успешного прохождения процедуры НОК выпускниками сможет выявить эффективность освоения бюджетных средств, направленных на подготовку тех или иных специалистов в той или иной образовательной организации.


До вступления в силу изменений, затронувших Федеральный закон от 21 декабря 1994 года. № 69-ФЗ, предусмотрен переходный период. Это необходимо в том числе для возможности корректировки бюджета организации с учетом планирования затрат на проведение НОК, внесения изменений в трудовые договоры с работниками, корректировки штатного расписания организации, повышения квалификации или профессиональной переподготовки работников. На время действия переходного периода в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» предусмотрена возможность освоения образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, реализуемых в сетевой форме, совместно с центрами оценки квалификации и включающих процедуру НОК как систему оценки качества данных образовательных программ.

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Обеспечение правовых, социальных и экономических основ пожарной безопасности в Российской Федерации является одной из важнейших функций государства.
Основополагающими нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности являются:
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ;
Федеральный закон от 24.09.2022 № ФЗ-370 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Приказ МЧС России от 5 сентября 2021 г. № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности»;
Приказ МЧС России от 18 ноября 2021 г. № 806 «Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности».
В последнее время большое внимание уделяется разработке, актуализации и утверждению профессиональных стандартов, регулирующих трудовые отношения в сфере пожарной безопасности.
С реестром профессиональных стандартов, закрепленных за Советом по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях можно ознакомиться на официальном сайте СПК ЧС.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2021 г. № 696н утвержден новый профессиональный стандарт «Специалист по пожарной профилактике». Данный документ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, действует с 1 марта 2022 г. и обязателен к применению на территории РФ при осуществлении профессиональной деятельности, основная цель которой - пожарная профилактика, разработка и осуществление мер пожарной безопасности на объектах защиты, обеспечение пожарной безопасности объектов защиты.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.09.2022 № ФЗ-370 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» новая редакция ст.24 и ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает в обязательном порядке назначение лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности эксплуатируемых зданий или сооружений, квалификация которых соответствует требованиям квалификационных справочников и (или) утвержденных профессиональных стандартов.
В Российской Федерации единственной процедурой, подтверждающей соответствие квалификации работника требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов, является независимая оценка квалификации (НОК), которая в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» самостоятельно работодателем проводиться не может.
Таким образом, начиная с 1 марта 2025 г. допуском к профессии по подтвержденной квалификации лиц, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности и лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности зданий или сооружений, будет являться процедура независимой оценки квалификации в обязательном порядке, проводимая независимыми центрами оценки квалификации (ЦОК).
Период до 1 марта 2025 г. является переходным для работодателей и позволяет определенным категориям работников своевременно подготовиться к сдаче профессионального экзамена в рамках НОК.
Федеральный проект «Содействие занятости» национального проекта «Демография», реализация которого продолжится в 2024 г. при поддержке Федеральной службы по труду и занятости, позволит отдельным категориям работников пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности за счет средств федерального бюджета, не используя собственные средства работодателей.
Образовательные программы реализуются в сетевой форме с учетом требований профессиональных стандартов и завершаются сдачей профессионального экзамена в Центре оценки квалификации Совета по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (СПК ЧС). Успешное прохождение процедуры независимой оценки квалификации подтверждается выдачей соискателю Свидетельства о квалификации сроком действия 5 лет.

Эта новость для тех, кто не сдал (выдается заключение) Независимую Оценку Квалификации (НОК) в Смоленской области. Центр Оценки Квалификаций Смоленской области предоставляет возможность пересдать один из этапов НОК в течение 6 месяцев с момента первой неудачной попытки. 
Обратитесь в Центр Оценки Квалификаций Смоленской области для получения дополнительной информации и процедуры записи на пересдачу по телефону +7 (4812) 56-55-25